легитимация знания

легитимация знания
        ЛЕГИТИМАЦИЯ ЗНАНИЯ — тема современных социальных дисциплин, касающаяся вопросов признания и принуждения, произвола оснований и их исторической определенности, оправдания и обоснования, производства доксы и эффектов всеобщего. Тем самым тема Л. з. аккумулирует неоднородную проблематику, относящуюся к различным областям схождения двух рядов событий и структур: социальных и эпистемологических, а также множество порождаемых этим схождением следствий. В пределе само различение социальное/эпистемическое (когнитивное) становится двойной спецификацией одного ряда феноменов, как это происходит, напр., в теории поля П. Бурдье или концепции нормализации и дисциплины М. Фуко.
        Множество концептов, вводимых и обосновываемых в современных исследованиях, имеют в качестве теоретической функции описание/объяснение указанного схождения: «социальное распределение знания» А. Шюца, «миф» Р. Барта, «власть-знание», «дисциплина» и «дискурс» Фуко, «категории легитимной перцепции», «символическое насилие», «классификация», «габитус» Бурдье, «институт» и «символический универсум» П. Бергера и Т. Лукмана, «метанарратив» и «языковая игра» Ж.-Ф. Лиотара и т.д. Производимое этими авторами переопределение допустимых объектов эпистемологического анализа смещает акцент рассмотрения на производство легитимности как исторически изменчивых серий структурно детерминированных эффектов, отсылающих не к имманентной логике развертывания знания (предполагаемой позитивизмом и трансцендентализмом), а к относительно автономным социальным конфигурациям и упорядочивающим их властным отношениям. В их пределах знание подчиняется определенным режимам производства, воспроизводства, трансляции, нормирования, дисквалификации, а также становится объектом различных стратегий присвоения и контроля. Вопрос о Л. з. становится выражением характерной для социальных дисциплин проблематизации возможной полноты самообоснования типологически различающихся форм знания и мышления (в том числе и квалифицируемых в качестве «научных»).
        В данном контексте Л. з. становится исторически изменчивой и социально обусловленной формой доопределения различных эпистемологических порядков. Вопросы «что есть знание?» или «что доказывает доказательство?» трансформируются в вопросы о том, какие социальные инстанции через дискурс и/или через множество неявных предписаний определяют, «что есть знание» (или «что значит доказать»). Тем самым очерчиваются как границы допустимого и одновременно необходимого в порядке знания, так и социальные условия (напр., в форме соотношения сил в рамках вычленяемых порядков), позволяющие производить и навязывать данное определение как общезначимое и необходимое и, дополнительно, продлевать его перформативную эффективность. Так, Бурдье на частном примере науки указывает, что «в научном поле, как и в поле взаимоотношений классов, не существует инстанция, легитимирующая инстанции легитимации; легитимность требований зависит от относительной силы групп, чьи интересы эти требования выражают: в той мере в какой само определение критериев суждения и принципов иерархизации являются целью борьбы, никто не может быть хорошим судьей, поскольку нет такого судьи, который не был бы судьей в своем же деле» («Поле науки», 1975). Исходя из этого, Л. з. является частью специфической работы по стабилизации структур доминирования; ее эффективность тем выше, чем менее она признается в качестве таковой. Одной из базовых форм подобного непризнания является феноменологически фиксируемый консенсус (в научных дисциплинах — относительно методов, объектов, тем, целей исследований), поддерживаемый доксой как определенной системой верований (решающий вклад в формирования которой осуществляют, в том числе, и образовательные институции). Все это скрывает тот факт, что признаваемый легитимным порядок возникает в результате конкурентной борьбы, ставкой и, соответственно, результатом которой является трансформация частной (но при этом социально определенной) перспективы в универсальную. Сопутствующим эффектом этой трансформации (которая является собственным определением «легитимации») становится восприятие исторического порядка в качестве естественного. См. также ВластьЗнание
        СМ. Гавриленко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "легитимация знания" в других словарях:

  • ЛИОТАР —         (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) франц. эстетик постфрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге “Постмодернистская ситуация. Доклад о знании” (1979) он выдвинул… …   Энциклопедия культурологии

  • ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ СОСТОЯНИЕ: ДОКЛАД О ЗНАНИИ — ( La condition postmoderne. Rapport sur le savoir , 1979) программная работа Лиотара , посвященная анализу состояния знания в наиболее развитых обществах . Лиотар, характеризуя такое состояние культуры как постмодерн , основывается на концепции… …   Социология: Энциклопедия

  • ЛИОТАР — (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) фр. философ. С 1959 преподавал философию в ун тах Парижа (Сорбонна, Нантер), с 1972 по 1987 проф. ун та Сен Дени, а также приглашенный проф. в различных ун тах США и Канады, соучредитель (наряду с Ж. Деррида)… …   Философская энциклопедия

  • ЛИОТАР — (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) французский эстетик постфрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге Постмодернистская ситуация. Доклад о знании (1979) он выдвинул… …   Энциклопедия социологии

  • Социальное конструирование реальности —         «СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ» («The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge») работа П. Бергера и Т. Лукмана, в которой дается феноменологическое изложение социологии знания. Опубликована в 1966 г.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ИДДЕНС (GIDDENS) Энтони — (р. 1938) один из основных представителей социологической теоретической мысли современной Англии. В 1956 1959 Г. учился в университете Халла (Hull) на отделении социологии и психологии. Затем с 1959 по 1961 посещал Лондонскую школу экономики по… …   Социология: Энциклопедия

  • Паралогизм — (др. греч. παραλογισμός  ложное умозаключение)  случайная, неосознанная или непреднамеренная логическая ошибка в мышлении (в доказательстве, в споре, диалоге), возникающая при нарушении законов или правил логики и приводящая к… …   Википедия

  • МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ —         представление о сновидении как особом способе косвенного и образного выражения смыслов “невидимого мира” внутр. жизни нашего сознания и психики. Сновидение метафорично по природе и одновременно само служит метафорой для понимания опр.… …   Энциклопедия культурологии

  • ВЛАСТЬ — (power, Macht, pouvoir). Понятие В. восходит к греческому dynamis и к латинскому potentia, тем самым указывая на потенциальный характер данного феномена. В. есть прежде всего возможность, потенциал, можествование, а не нечто ставшее и неизменное …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ — (или ‘закат больших нарраций’) парадигмальное основоположение постмодернистской философии, заключающееся в отказе от фиксации приоритетных форм описания и объяснения наряду с конституированием идеала организации знания в качестве вариабельного.… …   История Философии: Энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»